Палантиры (palantiri)

Палантир у Сарумана в фильмах "Властелин Колец"
"Неизвестно, где потерянные камни. И мы не знаем, кто еще в них может смотреть"
Гэндальф - Братство Кольца

Палантиры использовались для сбора информации и связи на больших расстояниях. Семь камней, которые были привезены в Средиземье, использовались для управления обширными территориями Гондора и Арнора. Со временем многие из палантиров были утеряны, один из них попал в руки Саурона, который использовал его, чтобы распространять обман и отчаяние среди тех, кто выступал против него.

Палантиры это шары с гладкой поверхностью. Они различались размерами: наименьший был приблизительно 30 см в диаметре, в то время как наибольшие были слишком громоздкими, чтобы их мог поднять один человек. Когда их не использовали, их цвет был насыщенно-чёрным. Палантиры были сделаны из небьющегося материала, похожего на стекло или кристалл. Считалось, что они могли быть разрушены только в огне.

Палантир мог использоваться, чтобы видеть отдалённые места и события. Человек, смотрящий в палантир, мог видеть случайные и расплывчатые изображения далеких сцен. Но если у смотрящего была достаточно сильная воля, то палантир мог показать и определенные вещи. Можно было даже изменить масштаб изображения и видеть мелкие детали.

Палантир мог видеть через стены или другие препятствия, до тех пор, пока было достаточно света с другой стороны. Говорили, что палантиры были в состоянии показать события прошлого, хотя то, как такие сцены могли быть восстановлены - неясно. Может случиться так, что изображения сохранялись камнями за годы смотрения.
 
Палантир мог также использоваться, чтобы связываться с другим палантиром. Но они не передавали звук. Два человека, общаясь через камни, слышали мысли друг друга. Палантиры были предназначены, чтобы передавать только мысли, часть которых могла быть сознательно скрыта, но кто-либо с сильной волей мог вынудить другого показать скрытые мысли. В длинной истории палантиров только Саурон, использовал камни таким образом.

Только два палантира могли соединиться за один раз. Третий палантир, пытающийся связаться с уже занятым камнем, оставался незрячим. Исключение среди палантиров Средиземья - Камень Осгилиата, который мог рассмотреть все палантиры сразу.

Палантиры показывали лучше всего тогда, когда использовались наследниками Элендила или Наместниками; остальные нашли бы камни трудноуправляемыми. Чтобы видеть большое и ясное изображение, палантир должен был быть приблизительно на расстоянии в три фута от смотрящего и должным образом ориентирован. Каждая сторона палантира смотрела в определенном направлении; поэтому, чтобы увидеть запад, нужно было смотреть в восточную сторону камня и так далее. Палантиры были поляризованы, и ось от верхнего полюса к нижнему должна была указывать на центр земли.

Палантиры созданы на Бессмертных Землях в древние времена Феанором (великим мастером, Эльфом, который создал Сильмарили). Неизвестно, сколько палантиров было первоначально сделано. По крайней мере, один палантир оставался в Бессмертных Землях - Главный камень в Башне Аваллонэ на Тол Эрессеа.

В конце "Второй Эпохи", когда Саурон получил власть в Нуменоре, Эльфы отдали семь палантиров Амандилю, лидеру тех, кто оставался верными. Сын Амандиля, Элендиль спас эти Семь Камней во время Гибели Нуменора и привёз их в Средиземье.

В 3320 году "Второй Эпохи" семь палантиров были распределены по землям Гондора и Арнора. Элендил взял три камня на север в Арнор и разместил их в Аннуминасе, Башне Амон Сул и в Элостирионе на Башенных Холмах. Сыновья Элендила, Анарион и Исилдур взяли по два палантира и установили их в Гондоре: Минас Аноре, Ортханке, Минас Итиле и Осгилиате.

Палантиры хранились в охраняемых помещениях в высоких башнях. Они были размещены на черных мраморных столах, которые соответствовали камням. В Камень мог смотреть только Король и те кому он разрешил. Королем были назначены охраники, которые охраняли камни и смотрели в них периодически, чтобы давать распоряжения и собирать новости. Но в течение долгого времени королевства Гондор и Арнор слабели. Несколько из палантиров были потеряны, другие не применялись и были забыты почти всеми.

Существующие палантиры:

Камень Осгилиата
Камень Амон Сула

Камень Аннуминаса

Камень Элендила
Камень Итила
Камень Анора
Камень Ортханка


Этимология 

Палантир (Palantír): 

Слово palantir означает "далеко видящий" от palan, означающего "далекий, отдаленный", и tir, означающего "смотреть, охранять".

Также носящие названия: Видящие Камни, Семь Камней или просто Камни.

Во множественном числе возможны две формы - палантири (образование множественного числа, согласно правилам Синдарина) и палантиры (адаптированное название к языку Людей). Оба варианта правильны.

Источники
Братство Кольца: "Встречи"
Две Крепости: "Голос Сарумана"; "Палантир"
Возвращение Короля: "Минас Тирит"; "Рохан собирает войска"; "Осада Гондора"; "Костер Денетора"; "Совет перед походом";
Приложение А к Властелину Колец: "Северные Княжества и Дунадан"; "Гондор и Наследники Анариона"; "Наместники"; "Дом Элронда";
Приложение B к Властелину Колец: "Повесть лет";
Сильмариллион: "О Феаноре и об освобождении Мелькора"; "Акаллабет"; "О Кольцах Власти и Третьей Эпохе";
Неоконченные сказания: "Гибель в Ирисной Низине"; "Кирион и Эорл"; "Охота за Кольцом"; "Палантир".

Комментариев пока еще нет. Вы можете стать первым!

26.05.2017
Яндекс.Метрика
{login}