Ничто не волновало, пока снималось семейство фильмов Питера Джексона. Именно выпуск первого фильма трилогии в 2001 году, изменил природу вещей. Во первых он оказал огромный эффект на продажи книг. "В течении трёх лет с 2001 по 2003 год, было продано около 25 миллионов копий Властелина Колец - 15 миллионов на Английском языке и 10 миллионов на других языках. В Великобритание продажи возросли на 1000% после выхода первого фильма трилогии, Братство Кольца." сказал Дэвид Браун (издатель Толкина в HarperCollins, который сохраняет за собой права на Английском языке, за исключением Соединённых Штатов).
Однако, довольно быстро, то виденье фильма, которое было задумано в Новой Зеландии известными иллюстраторами Аланом Ли и Джоном Хоув, угрожало поглотить литературные работы. Их иконография вдохновляла большинство видеоигр и мерчандайзинга. Вскоре, по эффекту домино, сама книга начала служить меньшим источником вдохновения для авторов фантастики, чем фильм основанный по книге, игры тоже начали ссылаться на фильм и так далее.
...
"Я бы мог написать книгу о идиотских просьбах, которые я получал", - вздыхает Кристофер Толкин. Он защищал литературное произведение на трёх "аренах цирка", которые образовались вокруг него. В основном Кристофер Толкин отказывался от всех предложений. "Обычно", объясняет Алан Толкин, - "исполнители хотят продвинуть и дополнить работу на столько на сколько они могут. Но мы как раз наоборот. Мы хотели обратить внимание общественности на то, что не является Властелином Колец".
...
"Толкин стал монстром, пожирающим свою популярность и поглощаемый абсурдом современности" - к сожалению констатирует Кристофер Толкин. "Пропасть между красотой и серьёзностью оригинала и каким он стал, увеличилась слишком далеко для меня. Такая коммерциализация снизила эстетическое и философское влияние этого творения к нулю. Существует только один путь для меня: повернуть голову, чтобы не видеть этого."