Впервые о том, что вся наша жизнь — цепочки, рассказал читателям «Уральского следопыта» в 1990 году Леонид Порохня. «Весть о хоббитах занес к нам Гребенщиков Борис. И поведал ее Матвееву Андрею, который рассказал Кормильцеву Илье». В цепочке появлялись новые звенья, например, корреспондент институтской газеты «Архитектор» Бутусов Слава, «который, ужасно смущаясь, брал интервью у Насти Полевой». В это время Коротич рисовал «очень красивые обложки» к альбомам малоизвестных групп «Трек» и «Урфин Джюс». Поскольку «Бутусов впоследствии тоже оказался хоббитом», Александр Коротич в 1985 году начал работу над иллюстрациями к «Властелину колец».
Как говорит сам художник, «заражение Свердловска толкинизмом в начале 80-х произошло „воздушно-капельным" путем. „Я пал одной из первых жертв этой инфекции — мой мир треснул, и через трещину полезли ненасытные орки, гоблины, эльфы, и конечно же, хоббиты".
Техника, в которой выполнены иллюстрации, называется „гравюрой по бумаге". Это чрезвычайно длительная и кропотливая работа, не прощающая ошибок: слой темной краски процарапывается иглой до белой бумажной основы. Удобнее всего использовать для создания рисунков толстую мелованную бумагу. В советские времена она называлась „корюковка", поскольку делали ее на Корюковском ЦБК. А использовали для печати плакатов и политических портретов. „Мне, пожалуйста, портреты членов Политбюро", — прошу я продавщицу, — рассказывает один из эпизодов создания иллюстраций про хоббитов Александр Коротич. — Всех. Только Янаева и Тизякова по два», — заказываю я, рассчитав свои финансовые возможности. «Янаев только один, но Горбачевых много», — отвечает продавщица. Затем удивленная, но политически грамотная женщина попыталась свернуть портреты лицами внутрь со словами: «Это ведь Политбюро». К счастью для художника, история не закончилась психушкой, показательным процессом или выдворением из страны. И к середине 1997 года были созданы около 70 иллюстраций к «Властелину колец». При этом, по словам самого Коротича, ему бы понадобилось «с учетом поправок и переделок около 70 лет, чтобы закончить работу». «А если добавить зарабатывание средств к существованию и непроизводственные потери времени, то выходило как минимум две жизни», — уточняет он.
Но судьба распорядилась так, что заканчивать работу не пришлось. После переезда Коротича в Москву непостижимым образом папка с работами пропала. Те, что чудом сохранились, можно будет увидеть на выставке «Александр Коротич. Иллюстрации к произведениям Дж. Р.Р. Толкина» с 9 августа по 15 сентября. До этого они были представлены широкой публике только раз — в 1989 году в библиотеке Московского архитектурного института. И через год некоторые из работ появились в «Уральском следопыте». Помимо работ для «Властелина колец» на выставке будут представлены иллюстрации к книге «Толкин. Сказки издательства «Уральский рынок», выпущенной в 1993 году.
Сейчас Александр Коротич является ведущим дизайнером «Первого канала» и арт-директором проекта «Жужа. Ежедневная сказка для детей». Он создал концепцию фантастического города для фильма «Обитаемый остров» и оформление десятка телеканалов — НТВ, РТР и телесети RTVi.
«Исход из Средиземья освободил меня от клетки, в которую я сам себя заточил», — так Коротич комментирует исчезновение большей части иллюстраций к «Властелину колец». Хотя любителям, знатокам и поклонникам Толкина его работы должны очень понравиться. В них есть доскональное понимание субкультуры Средиземья и вера в правдивость этого миростроительства. Мельчайшие штрихи передают насыщенность атрибутики, которую создал профессор Толкин, а мимика персонажей — искренность их переживаний.
Возможно, и это не исключает и сам Коротич, когда-нибудь он вернется в Средиземье и продолжит начатое 30 лет назад. Тем более, что в надежном месте у него спрятано «девять килограммов первосортной „корюковки", которая в отличие от миллиардов Абрамовича — настоящее сокровище».
Ксения Фикс, ФОТО - Александр Мамаев © Служба новостей «URA.Ru»