На днях мы с коллегами обсуждали, какое прозвище лучше всего подходит для Саратова. В голову не приходило ничего лучше затасканного Мордора, но посовещавшись, мы решили, что это название не отражает истинной картины, которую мы наблюдаем каждый день в родном городе. Всё-таки, в Мордоре царит казарменная дисциплина, а Саурон Батькович целыми днями просиживает за камерами наблюдения, то бишь контролирует территорию своим Всевидящим Оком...
В Саратове, который некогда был третьим по величине городом Российской империи, затем крупнейшим научно-промышленным центром Советского Союза, сегодня дела обстоят весьма печально. Ночью в городе царствует мелкое хулиганьё с развитием на уровне инфузории-туфельки, но оснащённое весьма нехилыми авто. Эти машины тонированы, часто вовсе не имеют госномеров и ездят, где хотят и как хотят. На днях один такой ушлый абориген врезался на полном ходу в памятник под названием «Мужичок с гармошкой». Вообще на проспекте Кирова давно установилось весьма плотное автодвижение, но история с памятником — это вовсе нечто запредельное.
Так же свободно рассекают тачки по Набережной Космонавтов. Попытки загородить съезды к Волге на улице Провиантской вазонами с землёй ни к чему не привели — местное автобыдло стало спускаться к воде прямо по газонам. Возле памятника Гагарину долгое время оставляли возможность проезда для клиентов плавучего ресторана «Шансон», но он уплыл и, надеемся, больше не вернётся. А вот возможность гонять у воды без всяких пробок осталась. Светлая мысль намертво заблокировать столбами всякий доступ на пешеходную зону возле реки почему-то не приходит в голову местным властям.
В нашем городе прочно установилась традиция бросать на мать сыру-землю любую упаковочную тару. Забавней всего выглядят бумажные пакеты из «Макдональдса», на которых написано «Долгий путь к чистоте». Эти самые пакеты особенно густо устилают улицы после выходных, вместе с обертками от шаурмы, шелухой от семечек и прочим добром. Стоит отметить, что теперь трудно попенять власти на отсутствие урн — семечки идейно грызут мимо мусорки, находясь от неё на расстоянии двух шагов.
После того, как на остановках общественного транспорта стали ставить симпатичные стеклянные павильоны, в моду вошёл новый вид «спорта». По аналогии с подпольным стритрейсингом, назовём его «брейкгласс». Специальные службы меняют стёкла почти каждую неделю, а мелкие осколки возле таких остановок хрустят под ногами пассажиров уже почти привычно...
Особенно красив наш город весной. Когда сходит снег с газонов и скверов, высыхают непролазные лужи на том, что мы по недоразумению зовём тротуарами, обнажается самая натуральная помойка. Обрывки целлофановых пакетов, осколки стекла, окурки — всё это устилает землю ковром, а ветер поднимает в воздух целые тучи едкой пыли. При этом достойного противника для битвы с этим «легионом мусора» не видно даже на горизонте...
Нет, ребята, это не Мордор. Саурон, завидев такое безобразие, давно бы отправил тех, кто мусорит, к паучихе Шелоб на перевоспитание. Единственное, что роднит Саратов с Мордором — это наличие огромного количества орков. Причём у нас, почти также, как в Средиземье. Есть гоблины - они боятся солнечного света и вылезают гадить, слушать громко музыку и вообще злодействовать исключительно ночью. Другие, которые во «Властелине колец» звались «урукхай», солнца не боятся, ростом повыше — эти у нас идут работать исключительно в силовые структуры и в органы власти.
Быдлополь? Да, пожалуй, вполне можно называть Саратов и так. Но это название может обидеть тех замечательных горожан - врачей, учителей, бизнесменов и рабочих, которых, безусловно, большинство. И которые испытывают моральные мучения, наблюдая ежедневный разгул орков. Кроме того, может сложиться впечатление, что наш город основало и развивало быдло и кроме него, родимого, никакого просвета в местном краеведении никогда не наблюдалось.
Тогда Зона, как в романе Стругацких? Руины и постапокалиптические пейзажи имеются почти в каждом районе Саратова. Сталкеров, посещающих наш город, в надежде найти интересные артефакты и впечатления, хватает. Если эти искатели приключений — иностранцы, то они наверняка получат лошадиную дозу адреналина. Начать хотя бы со смертельно опасных «ловушек», помеченных знаком «пешеходный переход». Наивные туристы смело шагают на «зебру», считая дорожные знаки международными. Между тем наши местные водители уверены, что этот рисованный человечек, отчего-то прыгающий по «шпалам», не имеет к ним абсолютно никакого отношения...
И всё-таки гораздо точнее будет назвать Саратов Пустошью Смауга. В нашем городе пока ещё видно, что некогда здесь была весьма развитая цивилизация. Те здания, которым повезло быть занятыми учреждениями, радуют глаз путников и по сей день. А вот особняки, которые были отданы под простое жильё, рассыпаются на глазах. Причём не потому, что были плохо построены. А оттого, что «не ведал пощады свирепый дракон». Их сокрушают владельцы первых этажей, которые сносят несущие стены, желая сделать очередной магазинчик, застройщики, вколачивающие сваи впритык к самому настоящему музейному экспонату в области архитектуры, а также власти, которые закрывают глаза на всё это.
Иногда складывается ощущение, что в нашей местности некоторое время назад и впрямь завёлся свирепый дракон. Он съел всех толковых властителей, навёл ужас на обывателей и силовиков, ободрил орков всех размеров и мастей своим присутствием. В итоге мы имеем то, что имеем. Полное запустение и разорение на руинах некогда крупного города и высокотехнологического центра. Осознанных усилий по изменению сложившейся ситуации почти не видно, органы власти из авторитетных центров силы превратились в УРККВ — управления по решению кое-каких вопросов. Не исключено, что нам не раскрывают Самую Страшную Тайну: денег нет совсем и не будет! Они остались только на зарплату бюджетникам. Полиция тоже оберегает жуткий секрет — скорей всего, их расформировали, оставив лишь показательно дефилирующих патрульных на проспекте Кирова, два «уазика», боевую «семерку» ГИБДД и парочку забитых регулировщиков, а также следственно-пыточный отдел, чтобы наводить ужас на тех, кто догадался.