"Если бы убили хотя бы одного гнома, это было бы просто безупречное кино" - именно эта мысль посетила меня во время просмотра фильма. Но и так, получается – лучшее, что удалось посмотреть в этом году.
Конечно, это не очередной «Властелин колец», и глупо, если кто-то надеялся, что будет так. Это совершенно отдельное нечто того же масштаба, но совершенно другого темперамента.
«Властелин колец» - тяжелая история о чувстве долга и о судьбе. «Хоббит» - увлекательный рассказ о судьбе и чувстве долга.
Я уже слышал, что фанаты книги недовольны. Им можно только посочувствовать. У них не получится сделать так, как только и надо поступать в данном случае: просто смотреть. Они будут выискивать, что здесь добавлено, а что убавлено. Между тем, это не имеет ровным счетом никакого значения – важно не то, что изменено, а то, как это сделано: очень технично, с легкостью и настроением, на высочайшем цирковом уровне. В результате, когда заканчиваются эти три часа, главное чувство – нетерпение духа. Хочется еще.
Действительно, базовое достоинство «Хоббита» - это настроение. Комедию Джексон делать не стал, понятное дело. Но количество запущенного юмора и общее искристое отношение к событиям делают экранизацию неожиданно веселым фильмом, и оттого – прекрасным рождественским подарком. А гротескное исполнение Мартина Фримена окончательно расставляет все акценты. Фримен избежал напряга, которое создавал своей плачущей физиономией Элайджа Вуд. Фримен создал персонажа прежде всего сатирического, и сделал это с тактом и удовольствием, не пережимая и не фальшивя. А потом вдруг так легко и естественно перевел Бильбо в ранг героя, что аж дух захватывает.
Захватывает и от того фона, который Джексон подкладывает под свои движущиеся картинки. Новая Зеландия, должно быть, и в самом деле, сказочно красивая страна.
Но с любой, даже самой развесистой локацией, надо еще уметь поработать, надо заставить ее выполнять функцию, полезную для истории. Джексон делает из новозеландских пейзажей абсолютно сказочный, во всех отношениях, фон, на котором просто не может происходить что-то заурядное. И сказка разворачивается соответственная, именно такая, какую рисовало наше детское воображение, когда мы пытались представить: что же там, за пределами выдуманного. Здесь, кстати, еще один момент расхождения с «Властелином колец», который, при всей небывальщине, все-таки был фильмом о реальных чувствах и реальных мотивах.
«Хоббит» - сказка в гораздо большей степени, и с ее персонажами зрителю труднее найти что-то общее. Хотя про чувство долга здесь есть тоже, как же. И несколько духоподъемных идей внедрены, не без них.
Напоследок – несколько слов о формате. Честно признаюсь: не знаю, как это смотрится в 3D. Я смотрел «Хоббита» в нормальном варианте. И удовольствие получил такое, что вряд ли 3D что-то мог добавить.