Регулятор | Дата: Вторник, 2012-11-13, 00:43 | Сообщение # 1 |
Мудрый волшебник
Группа: Администратор
Сообщений: 846
| Родился Джон Руальд Руэл Толкиен в 1892 году в Оранжевой Республике на территории современной ЮАР на юге Африки. Семья скоро переехала в Англию, где юный Джон продолжил свое обучение в лучших учебных заведениях страны — Школе короля Эдварда, Оскфорде. Некоторое время воевал на фронтах Первой мировой войны, где заболел сыпным тифом, и по инвалидности был списан из армии. В 16 лет влюбился в девушку по имени Эдит, которая спустя восемь лет стала его женой и родила ему четверых детей в счастливом браке, продолжавшемся 56 лет. В 30 лет Толкиен стал самым молодым профессором англо-саксонского языка и литературы во всемирно известном Оксфордском университете. Участвовал с друзьями в литературном обществе "Инклинги", члены которой заложили основы самого жанра фэнтези не только в Англии, но и в остальном мире.
В 1937 году Толкиен написал свою первую самостоятельную повесть "Хоббит, или Туда и обратно". Интересно, что, согласно опубликованной в наши дни личной переписке, писателя весьма беспокоила вялая продажа книги. Что, в общем-то, и неудивительно. Все-таки "Хоббит" — обычная детская сказка, пусть даже и напоминающая средневековый эпос.
Даже друг-издатель профессора, Стэнли Анвин, предложивший тому написать продолжение приключений Бильбо Бэггинса, не очень верил в успех этого начинания. Однако успех этот, несмотря на то, что "Властелин колец" писался 11 лет и 17 — ждал публикации, превзошел все ожидания. Книга стала не просто бестселлером — ее с полным правом можно назвать культовой.
Действительно, за истекшие почти шесть десятилетий произведений на фэнтезийную тему было написано немало. В том числе, и со тщательно прорисованными вымышленными мирами, их жителями и лихо закрученными сюжетами. Но, пожалуй, фанаты ни одного автора не восприняли мир своего кумира настолько всерьез, как толкиенисты. Их широкое распространение началось еще в середине 60-х годов прошлого века в эпоху хиппи, студенческих революций и других молодежных протестов. Можно сказать, что в душах многих юных жителей Запада, разочаровавшихся в ценностях общества потребления, книги Толкиена заняли место Священного Писания.
Тем более, что уже после смерти Профессора (как с уважением называют его поклонники) сын писателя опубликовал "Сильмариллион" — пожалуй, самую фундаментальную книгу из цикла о мире Арды, повествующую о его сотворении, причинах появления зла и борьбе с ним. В какой-то степени "Сильмариллион" перекликается с Книгой Бытия Библии — также являющейся базовой для постулируемой христианской и иудейской религиями картины мира.
Конечно, сводить произведения Толкиена только к переложению Священного Писания на язык фэнтези не стоит. Сам писатель был искренне верующим католиком — причем отнюдь не "захожанином" в современной терминологии. Тем более, что хотя в XX веке быть католиком в англиканской Англии пусть и не грозило гонениями, как в веке XIV-м, но все равно требовало осознанных усилий, а не плавания по течению.
Но все ж таки христианские мотивы в творчестве его современника Клайва Льюиса, пришедшего к вере благодаря своему другу Толкиену, слышны куда громче. А в том же "Властелине колец" отсутствуют и священники, и верующие в традиционном смысле слова. Да, собственно, и создавший мир Арды Илуватар относится к нему как в божество в деизме, когда Создатель предоставляет свое творение самому себе. По крайней мере, случаев его конкретной помощи в ответ на призывы обитателей Арды в книге не описывается. Зато куда большие аналогии прослеживаются со скандинавскими, германскими и другими западноевропейскими мифами — о богах и героях, короле Артуре, кольце Нибелунгов и т. д.
Но, с другой стороны, именно этот универсализм и сделал мир Толкиена столь привлекательным для массовой аудитории. Причем в толкиенизм люди приходят бескорыстно и играют в благородных эльфов и героев-людей, борющихся за добро и справедливость. Тем самым, совсем по Новому Завету, "проявляя веру из дел".
Собственно, и появление в толкиенисткой среде "альтернативных прочтений" мира Арды, видимо, продиктовано такими же благородными мотивами. Обычные дети могут играть в "наших" и "немцев" по очереди, тяготясь отрицательной, но необходимой для полноценной игры ролью последних. А вот более взрослые ролевики, привыкшие к костюмам и поведению не только эльфов и нуменорцев, но и сторонников возмутившегося против Бога-Илуватара Мелькора, постепенно вживаются в свои образы. Однако представителям "темной" стороны не хочется чувствовать себя силами зла — вот они и ищут альтернативные трактовки своего мира, меняя его полярность с минуса на плюс.
Потому-то с начала 1990-х годов в России и СНГ и начали появляться "апокрифы" вроде "Черной книги Арды" или "Кольца Тьмы" Ника Перумова, с формальной точки зрения ставящие основу мира, прорисованного Толкиеном, с ног на голову. Основной их задачей является доказать, что создатель Арды, Илуватар — некое "злое божество". А вот возмутившийся против него "архангел" Мелькор — не "Сатана", а благородный "Прометей", несущий людям благо. Своих же оппонентов Темные (как они сами себя называют) считают чем-то вроде средневековых инквизиторов.
Впрочем, лучшие представители Светлых умеют видеть положительные черты и в противной стороне. Что, например, особенно убедительно показано в ранних произведениях автора под интернет-ником Эланор — проживающей в Израиле русскоязычной писательницы Лии Шмидт.
Вообще, ни Светлых, ни Темных мира толкиенистских ролевых игр нельзя сравнивать с однозначными "богопочитателями" или "сатанистами". Ведь каждый из обоих лагерей имеет и свои недостатки — и борется за добро и правду в той мере, как он ее понимает. Точно так же, как это происходит и в мире реальном. Где, увы, у многих социальных и партийных групп, целых стран и народов — "своя" правда, за которую они готовы драться до крови.
Впрочем, в отличие от реальности, жаркие битвы у толкиенистов ныне ведутся не столько на полигонах сколько на сетевых форумах. Что, правда, ничуть не умаляет эффекта, благотворно действующего на душу приобщения к "царству не от мира сего". Где не действуют законы наживы, оглупляющей рекламы, практически отсутствуют по-настоящему благородные идеалы — зато ценится благородство, самопожертвование, жизнь в служении великой цели.
Конечно, в полном смысле слова назвать это религией нельзя. Но можно вспомнить об одном из значений этого термина — восстановление связи с Богом через его "энергии", действия в нашем мире. И в этом роль книг великого английского писателя очень высока. Может быть поэтому они до сих пор занимают столь уникальное место. В чем тоже поневоле видится чудо, немыслимое без вмешательства свыше.
Правда.ру
1. Не знаешь с чего начать общение на форуме? Придумай опрос! В этой теме мы подводим итоги опросов. 2. Правила для всех
|
|
| |